Четверг, 23 Октября 2014 00:00

В речном режиме: из Углича в Углич за 9 дней

Автор Антон Будилин  -  Фото Валерий Козин Автор Антон Будилин - Фото Валерий Козин

Яхты - популярное увлечение обеспеченных Ярославцев. Но лишь малая часть судов бывала в дальних путешествиях. Известны и популярны маршруты в сторону Рыбинского моря и костромских разливов, реже - до Самары или Казани. Ходить дальше не позволяет отсутствие заправок, да и не ясно, что там творится на дальних реках и озерах.

 

Иван Малов (слева) и Валерий КозинДля Ивана Малова (слева) и Валерия Козина маршрут протяженностью 3000 километров был генеральной репетицией более серьезного путешествия, которое у них еще впереди.

Шведская лодка Delta40, недавно приобретенная Иваном Маловым, сочетает в себе достоинства стремительного катера и комфортабельной моторной яхты. Судно выполнено в лаконичном скандинавском стиле: мощные релинги по бортам и рубка с обратным наклоном. Шведская лодка Delta40
Динамические характеристики
соответствуют внешнему виду: 2 дизельных мотора мощностью 330 л/с каждый позволяют разгоняться до 8о км/ч; круизная скорость - 6о км/ч. В каютах и салоне интерьер удобный и простой, есть душ, туалет, кухня - все необходимое для путешествия. Не лодка - мечта! Но и стоит недешево.



  Всего пройдено 3000 километров, - начинает рассказ Валерий Козин. - Мой друг Иван Малов - мастер спорта, семикратный обладатель Кубка России по аквабайку - много лет увлекается яхтингом. Он предложил вместе пройти через Архангельск и Мурманск до норвежских портов. В качестве репетиции в мае этого года мы отправились до Архангельска и обратно. У Ивана большой опыт речных путешествий, а для меня этот поход был первым. С первой минуты я осваивал навыки судовождения, учился разбираться в правилах движения по рекам. Правда, экстремальным водным спортом я занимаюсь давно, участвовал в чемпионатах по аквабайку.

  Река Сухона судоходна только в период своего полноводья - весной, когда ее наполняют растаявшие снега. Летом здесь сплошные пороги, и на моторных средствах передвигаться небезопасно. По Сухоне много лет сплавляли лес, и старые бревна периодически всплывают. Здесь опасно, но безумно красиво! Именно Сухона определила время путешествия - май, когда льда уже нет, а река все еще полноводна.

  14 мая 2014 путешественники вышли из Углича по Волге в направлении Рыбинского водохранилища. Оттуда отправились в сторону реки Шексна, которая является частью Волго-Балтийского канала. Шексну и Сухону соединяет Северо-Двинский канал, а Сухона - это уже выход в Северную Двину. Рукой подать до Архангельска - промежуточной цели путешествия.

- Мы ночевали на яхте, вставали рано и в 6 утра уже отправлялись в путь, - рассказывает Валерий. - На открытых и спокойных водоемах управлять может один человек, но немало мест, где справиться можно только вдвоем. Для Сухоны, Северной Двины нет карт с обозначением глубин и судового хода. Приходилось полагаться на интуицию и зрение.

  Свой маршрут Валерий и Иван проходили практически в спортивном темпе, но не забывали поглядывать по сторонам. На северных реках много мест, к которым сложно подступиться с суши: нет деревень и, тем более, дорог. Глушь, кругом болота, и увидеть нетронутую природную красоту удается лишь местным рыбакам да тем, кто сплавляет грузы по рекам.

 - Там красивейшие места, - делится впечатлениями Валерий. - Когда мы проходили по Сухоне, за нами по берегу бежал лосенок. Красивый город Тотьма, Великий Устюг, который преображается на глазах. И церкви, церкви, церкви! Сам я родился в Мурманске, мои предки родом из Вологодской области. И для Ивана эти места тоже значимы - в Архангельске мы встретили судно «Василий Малов», названное в честь его двоюродного деда, бывшего начальником Северо-Западного речного пароходства.

  Погода с каждым днем улучшалась. За пару дней до прихода катера в Архангельск прогноз обещал до минус 4, но, когда путешественники прибыли в город, градусник показывал плюс 20.

Бак Delta40 вмещает 1100 литров; при скорости 6о км/ч лодка расходует 8о литров топлива в час, а заправок для яхт на пути не было. Проблему решили кардинально: по всему маршруту впереди путешественников двигался «бензовоз» - пикап FordF450 с двумя 1000-литровыми бочками солярки. Когда нужно было заправиться, и помощники искали место, где лодка сможет подойти к берегу. Был и запасной вариант - договоренности со знакомыми. В случае крайней необходимости, они готовы были подвезти топливо в нужное место. Собственно, солярка и стала главной статьей расходов: за 9 дней на нее потратили 120000 рублей.

 - Следующим пунктом нашего плана значились Соловецкие острова, - продолжает рассказ о путешествии Иван Малов – Еще с вечера мы обсудили с капитанами стоящих рядом судов, какие на этом этапе есть нюансы. Моря здесь охраняются пограничниками, но главное - погода. Сильный ветер на Белом море моментально превращается в шторм. Нам повезло: добрались до Соловков за 5 часов. В пути немного штормило, кое-где виднелись каменистые мели, на берегу лежал снег, а на камнях грелись тюлени.

  Мужской Соловецкий монастырь был основан почти 600 лет назад. За это время он успел побывать очагом сопротивления церковным реформам Никона, пограничной крепостью, тюрьмой и лагерем особого назначения. Здесь путешественников накормили, и они отправились дальше - в Беломорск, ворота Беломорканала.

На строительство Беломорско-Балтийского канала имени Сталина были отправлены сотни тысяч узников ГУЛАГа, «врагов народа», в основном, крестьян-кулаков. Каждый подневольный строитель назывался «заключенный каналоармеец», сокращенно «з/к», отсюда произошло жаргонное «зек». Канал официально открыли 5 августа 1933 года. Газеты публиковали восторженные статьи с портретами «перевоспитавшихся» работников. Пропаганда подавала опыт Беломорканала как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов». Отдельных зеков даже награждали орденами. В действительности ни о какой «перековке» речи не шло. На канале была тяжелая жизнь, тяжелая смерть и установка: «Выполнить работы или лечь костьми».  Вдоль канала установлено несколько памятников заключенным, погибшим при строительстве. Один мемориал находится на месте расстрелов в урочище Сандормох. В Повенце в память о погибших построена деревянная церковь Святителя Николая.

 - Про Беломорск мы слышали немало настораживающих фактов, - вспоминает Валерий. - Нам рассказывали, что уровень преступности там зашкаливает. Еще до прибытия в город за нами гнались подозрительные люди, правда, достать так и не смогли. Только на берегу выяснилось, что это был спецкатер пограничных войск. Силовики представились и рассказали, что были сильно удивлены нашим здесь появлением. По поводу Беломорска успокоили, сказали, что в городе тихо.

  Про Беломорканал, построенный заключенными, слышали все. Но не каждый представляет себе, как он выглядит на самом деле: это вовсе не узкая водная дорога, а сложнейшая система шлюзов.
Общая длина канала составляет 227 километров, из них 48 - искусственный путь. В систему входят 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Южный, онежский склон канала - самый крутой: на нем расположено 7 шлюзов. Теплоходы, следующие от Онежского озера на север, поднимаются по «лестнице» на высоту 70 метров. Спуск в Белое море более пологий - 12 шлюзов опускают теплоход к Беломорску на 102 метра.

-    Прибыли в Беломорск 18 мая, запросили шлюзы, но нам ответили, что навигация начнется только 20 числа, - рассказывает Иван Малов. - Мы провели свободное время у причальной стенки: отдыхали, любовались плавающими вокруг тюленями. Рано утром 20-го вошли в шлюзы и стали первыми, кто прошел Беломорканал в сторону Онеги в эту навигацию. За 12 часов яхта Малова и Козина преодолела все 19 шлюзов Беломорканала.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ

14.5    Вышли из Углича по Волге на Череповец, прошли Шексну. Шлюз в Шекснинское водохранилище. Встали на ночевку
15.5    В деревне Топорня шлюзовались в сторону Северо-Двинской системы. Дошли до Сухоны и встали, не доходя до Тотьмы
16.5    Прошли Тотьму, Великий Устюг, Котлас. Вошли в Северную Двину и встали на стоянку
17.5    Дошли до Архангельска
18.5    Дошли до Соловков, вечером были в Беломорске
19.5    Ждали открытия шлюзов в Беломорске
20.5    Прошли Беломорканал
21.5    Вошли в Онежское озеро
22.5    Вернулись в Углич

Источник: "Элитный Квартал"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мы ВКонтакте

Наши контакты

Капустин Андрей - администратор

телефон: 8-910-97-063-35

e-mail: uglichextreme@gmail.com